Где нет труда — сады там не цветут!
Home
 

ОРКСЭ

МОУ Самарская средняя школа

Выписка  из  протокола № 3

родительского  собрания

в 3 классе от 03.03.2020г.

Присутствовали: 13 человек

Повестка дня

О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

По данному вопросу выступила классный руководитель 3 класса Грачева Н.В., которая познакомила родителей обучающихся с задачами курса ОРКСЭ, его структурой и содержанием, возможностью свободного выбора ими модуля курса.

Далее классный руководитель познакомила присутствующих с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ.

В ходе дальнейшего обсуждения данного вопроса родители  выбрали модули:

-«Основы светской этики» -6чел.;

-«Основы православной культуры» -7 чел.

 

Решение:

В 2020-2021 учебном году выбрать для изучения модули курса ОРКСЭ

-«Основы светской этики» ; «Основы православной культуры»

Классный руководитель:            Грачева Н.В.

 

Россия — наша Родина

В 4 четверти учебного года ученики 4-го класса МОУ Самарской средней школы под руководством Грачевой Н.В. приступили к изучению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Четвероклассники и их родители выбрали для знакомства модуль «Основы светской этики».

Данный возрастной период школьников выбран не случайно: именно в это время начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию; происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи:

младший подросток при любых условиях создает собственную систему

новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о

высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный

опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей

будет осознанным и позитивным.

Этому процессу и призван содействовать курс «Основы светской этики».

Первое занятие «Россия — наша Родина» прошло в форме праздника. Дети познакомились с историей зарождения Российской Федерации, символами государства. Узнали о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных и духовных традиций. Со сцены звучали: стихотворения о Родине, отчем доме, родителях, природе родного края. Ребята вспомнили трагические и героический моменты истории России, её великих сыновей и дочерей, героев военных лет и настоящего времени. Очень трогательно прозвучала песня «Снегири», посвященная погибшим в годы войны. Дети совершили виртуальное путешествие по Москве, познакомились с храмами, музеями, монастырями и другими достопримечательностями столицы.

В ходе викторины проверили и расширили свои знания о своей малой Родине.

В завершении праздника дети исполни песню «Уголок России».

На следующих занятиях ребята узнают, что такое добро и зло, добродетель и порок, честь и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Учитель начальных классов МОУ Самарской СОШ Грачева Н.В.

Творческий отчет преподавателя курса ОРКСЭ

Грачевой Н.В.

         В 4 четверти учебного года в 4-м классе был введен курс ОРКСЭ. Для изучения школьниками и родителями был выбран модуль «Основы светской этики».

До начала преподавания мною были пройдены курсы по дополнительной профессиональной образовательной программе «Основы  религиозных культур и светской этики».

Изучение данного модуля предполагалось на уроках литературы и окружающего мира. В связи с этим мною были пересмотрены рабочие программы по данным предметам и внесена соответствующая корректировка в календарно-тематическое планирование с целью интеграции тем уроков литературы, окружающего мира и светской этики.

Подбирала методический и дополнительный материал к урокам, изучала опыт других школ, где подобный предмет уже был введен.

Преподавание основ светской этики строилось с учетом  таких подходов, как:

— целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

— активизация познавательной активности школьников;

— создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии уделялось мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбирались в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся.

Помимо учебных пособий  на печатной основе использовалось электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, применялись  следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод давал возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Их использование позволяло развивать способности учащихся, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставились в положение исследователя: самостоятельно выдвигали гипотезу, подтверждали или опровергали ее, исходя из известных данных, делали выводы и обобщения, постигали ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создавали конечный продукт их собственного творчества, учились анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 4 классе наиболее широко  были использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не давался в готовом виде набор определений и истин, а предлагалось самим сформулировать наиболее важные из них.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, использовались:

—     эвристические беседы;

—     дискуссии

—     учебные и социальные проекты;

—     деловые и ролевые игры;

—      викторины;

—     творческие мастерские.

Кроме того была организована внеурочная деятельность (коллективная и индивидуальная), связанная со знакомством школьников с основами светской этики.

Были разработаны проекты: «Добро и зло», «Государственные символы России», «Береза – символ России» и др., в ходе которых дети работали с разными источниками (интернет, литература) и получали информацию по выбранным темам. Данные проекты были представлены на итоговом занятии.

Также было проведено внеклассное мероприятие «Россия – Родина моя», на котором присутствовали учащиеся начальных классов и родители

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности  были призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

 

Творческий отчет учащихся  4 класса по «Основам светской этики»

Ведущий  1:    Поведем мы наш рассказ

О курсе «Светской этики».

Всё чему учил он нас

Узнать вы, не хотите ли?

Ведущий  2:   Самый главный наш урок

Про добро и зло.

Где добродетель, где порок

.Узнать нам суждено.

Ведущий 1:   Важные слова узнали

«Справедливость», «альтруизм»

Мы до этого не знали,

Что есть «разумный эгоизм».

 

Ведущий  2:  Семья — самое  важное на свете.

Об этом знают и взрослые и дети.

И наши родственные связи

Мы не забудем никогда,

О своих прадедах и дедах

Мы будем вспоминать всегда.

Песня «Родительский дом»

Ведущий  1:   Заглянем в зеркало

И в нём увидим отраженье,

И нам поведает оно

Всё наше поведение!

Сценка «Волшебное слово» (С.Михалков)

Заяц: Теперь я сильнее всех!

Зайчиха: Ну, уж и сильнее?

Заяц: Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?

Зайчиха: Одумайся!

Заяц: Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!

( Подошёл   Заяц  сзади к  Кабану и пнул  его.  Рассвирепел Кабан.  Обмерла от страха Зайчиха, глаза закрыла.  А  Заяц    спокойно  лёг  на землю,  лапки кверху поднял  и  закричал)

Заяц: Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!

(не тронул Кабан Зайца)

Заяц: (зайчихе): Во! Видала?!

Зайчиха: Герой! Герой!!!

( идёт  Заяц  с  Зайчихой  и раздаёт всем пинки направо и налево … и  ничего!  Волшебное слово помогает!  Медведь  сидит на пеньке и ест морковку )

Зайчиха: Как мне хочется морковки….

Заяц: Морковки? Сейчас будет!

( подошёл  к  Медведю дал ему пинка и вырвал морковку.  Встал Медведь, взял прут.

Заяц: Стой! (упал кверху лапы) Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!

Медведь: Знаю! А я тебя бить не буду и не собираюсь. Я тебя высеку!..(размахивается прутом)

Ведущий 2:  Если хочешь, чтобы тебя уважали,

Если хочешь, чтобы тебя любили.

Ты старайся  сам уважать и любить.

И тебе будет в обществе легче жить.

Ведущий 1:  Мы все вместе,

Мы все дружно,

Расскажем вам о нашей дружбе!

Песня о дружбе

Учитель:    А мы сейчас проверим, какие они умные и внимательными были на  уроках светской этики.

Задания

Основателем науки  Этики был

А) Аристотель

Б) Аристофан

В) Геродот

Г) Рафаэль

Понятие «мораль» означает

А) Обычаи

Б) Привычки человека

В) Правила поведения

Г) Все ответы верны

Что означает призыв: «Не будь эгоистом?»

А) Не думай обо всех, думай о себе

Б) Не помогай случайному человеку

В) Помоги ближнему

Г) Думай об интересах других

Что такое совесть?

А) Внутренний голос человека, подсказывающий правду

Б) То, в чём проявляются лучшие стремления человека

В) Светлое и доброе в человеке

Г) Все варианты верны

От чего зависит моральный выбор человека?

А) от страны

Б) от друзей

В) от самого человека

Г) от родителей

Учитель: Молодцы, ребята! Сразу видно, что  уроки этики не прошли для вас даром.

Ученик:  Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.

Люблю  тебя  с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым  Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним  широким словом: «Русь».

(С. Васильев.)

Ученик:  Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики.

Под скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная

Но у всех она одна! (З. Александрова)

Заключительная песня «Песня о Родине»

Ведущий 1:  Вот и кончился наш рассказ о том,  чему мы научились на уроках «Основы  светской этики». Всем спасибо за внимание!

 

 

МОУ Самарская СОШ

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Конспект урока по теме: «Добро и зло»

4 класс

Учитель: Грачева Н.В.

 

Цели:

1.Привитие у подростков навыков нравственной рефлексии по отношению к добру и злу.

2.Обогащение нравственного опыта поведения, развития умений, навыков вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитать у учащихся положительные черты характера.

 

Задачи:

1.Расширить и углубить представления детей о добре и зле.

2.Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

3.Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

Виды деятельности: беседа, словарная работа,  устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи, чтение четверостиший наизусть,  коллективное исполнение песни.

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

2.Сообщение темы урока.

— На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Слайд 2.          Вы узнаете:

Что такое добро.

Что такое зло.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Беседа.

— Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,  радостно.       В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

— Как вы понимаете слово добро?

(ответы детей)

— Как вы понимаете слово зло?

4. Словарная работа.   Слайд 3.

— Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло —  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

5.Чтение  учителем рассказа  «Настоящий друг» (по В.Осеевой)

Слайд  4.

6.Беседа по прочитанному.

— Что показалось вам в рассказе самым главным?

—   Были ли у Володи корыстные мысли получить за это похвалу или награду?

—  Может быть он поступил так по отношению к Вите  из-за страха перед наказанием?

—  Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас  кто-то видит и может за это похвалить?

7.  Вывод.

— Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?

_ Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.

 

Размышляем.   Слайд  5 .

— Иногда большее значение имеет не делать  добро,  а не допустить совершения зла.

— В чём же проявляется зло?   (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).

— Что приносят злые поступки людям?

 

Слайд 6.

— Как оценить поступки этих детей?

— Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали.

( рассказы детей)

— Какие из следующих примеров являются добрыми делами,   а какие – злыми?  Объясните ваше мнение.

Играть в футбол на газонах;

Рисовать на стенах в школе;

Посадить растения возле школы;

Метко плюнуть жвачкой в товарища;

Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.

— Как проверить, добрые мы дети или злые?

-Какое доброе дело мы можем   совершить?  (ответы детей)

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

 

Оздоровительная минутка  «Солнышко».      Слайд 7.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте,  что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки.  Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Самостоятельное чтение учащимися  притчи о Добре  и  Зле.     Слайд 8.

—  Кто победил в притче?  Почему?

— Добро всегда сильнее зла.  Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

11.  Работа с пословицами.    Слайд 9.

— Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой  чему-то научают

И от беды нас берегут.

— Познакомимся с некоторыми из них.  У вас на парте лежат листочки с пословицами.  Давайте с ними поработаем.  Соедините стрелками  слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

Доброе слово лечит,   а злое калечит.

Доброе слово человеку,  что дождь в засуху.

Кто любит добрые дела,   тому и жизнь мила.

Худо тому,  кто добра не делает никому.

Добро помни,  а  зло  забывай.

Проверка выполненной работы.

12.  Задание на дом.

С.12-15 прочитать, ответить на вопросы учебника.

— Чего на земле больше: добра или зла?

— Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими  же как сейчас?  Почему?

— Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле.   Попробуйте найти ответы на эти вопросы.

13. Подведение итогов урока.

—  Что нового узнали о добре и зле?

— Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

— Почему важно бороться со злом?

14.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

15. Исполнение песни «Дорогою добра» (из м/ф  «Маленький Мук») коллективом.

Слайд 10.

— Спасибо, вам, ребята, за плодотворную работу на уроке. Всего Вам доброго!  До свидания.

 

Россия — наша Родина

 

В 4 четверти учебного года ученики 4-го класса МОУ Самарской средней школы под руководством Грачевой Н.В. приступили к изучению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Четвероклассники и их родители выбрали для знакомства модуль «Основы светской этики».

Данный возрастной период школьников выбран не случайно: именно в это время начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию; происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи:

младший подросток при любых условиях создает собственную систему

новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о

высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный

опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей

будет осознанным и позитивным.

Этому процессу и призван содействовать курс «Основы светской этики».

Первое занятие «Россия — наша Родина» прошло в форме праздника. Дети познакомились с историей зарождения Российской Федерации, символами государства. Узнали о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных и духовных традиций. Со сцены звучали: стихотворения о Родине, отчем доме, родителях, природе родного края. Ребята вспомнили трагические и героический моменты истории России, её великих сыновей и дочерей, героев военных лет и настоящего времени. Очень трогательно прозвучала песня «Снегири», посвященная погибшим в годы войны. Дети совершили виртуальное путешествие по Москве, познакомились с храмами, музеями, монастырями и другими достопримечательностями столицы.

В ходе викторины проверили и расширили свои знания о своей малой Родине.

В завершении праздника дети исполни песню «Уголок России».

На следующих занятиях ребята узнают, что такое добро и зло, добродетель и порок, честь и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Учитель начальных классов МОУ Самарской СОШ Грачева Н.В.

 

Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур  и светской этики»?
Это курс вводится в учебный процесс в конце 4 класса- 1 четверти 5 класса. В этот период начинается наложения образовательного кризиса на возрастной, ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе  обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребенка в этот сложный его период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомства с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи младших подросток при любых условиях создает собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.


Общие положения:
Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.
Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
 
Содержательная часть:
Курс ОРКСЭ будет носить светский характер — у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

Организационное и методическое обеспечение:
В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе  мультимедийные интерактивные материалы.
В рамках курса ОРКСЭ будут подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

 

Россия — наша Родина

В 4 четверти учебного года ученики 4-го класса МОУ Самарской средней школы под руководством Грачевой Н.В. приступили к изучению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Четвероклассники и их родители выбрали для знакомства модуль «Основы светской этики».

Данный возрастной период школьников выбран не случайно: именно в это время начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию; происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи:

младший подросток при любых условиях создает собственную систему

новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о

высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный

опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей

будет осознанным и позитивным.

Этому процессу и призван содействовать курс «Основы светской этики».

Первое занятие «Россия — наша Родина» прошло в форме праздника. Дети познакомились с историей зарождения Российской Федерации, символами государства. Узнали о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных и духовных традиций. Со сцены звучали: стихотворения о Родине, отчем доме, родителях, природе родного края. Ребята вспомнили трагические и героический моменты истории России, её великих сыновей и дочерей, героев военных лет и настоящего времени. Очень трогательно прозвучала песня «Снегири», посвященная погибшим в годы войны. Дети совершили виртуальное путешествие по Москве, познакомились с храмами, музеями, монастырями и другими достопримечательностями столицы.

В ходе викторины проверили и расширили свои знания о своей малой Родине.

В завершении праздника дети исполни песню «Уголок России».

На следующих занятиях ребята узнают, что такое добро и зло, добродетель и порок, честь и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Учитель начальных классов МОУ Самарской СОШ Грачева Н.В.

 

РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ.
1. Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
2. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
3. В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
4. Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
5. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
6. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
7. Вместе с мамой готовиться и печь красивый торт.
8. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

В ДНЕВНИК РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.
Папы и мамы!Дедушки и бабушки!Помните!

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение:»со мной все в порядке», «я-хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я-плохой».
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
 Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь ребенка теплее и радостнее.   

                                 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                       

1. Важно чаще посещать школу, узнавать об успехах и поведения своих детей, советоваться с классными руководителями об их воспитании.                                                                                                                                
2. Аккуратно посещать родительские собрания, исправно участвовать в обсуждаемых вопросах. 

                  
3. Регулярно просматривать дневник с записями заданий к следующему уроку и сделать за тем, чтобы дети самостоятельно и ежедневно готовились к урокам.                                                                                                    
4. Соблюдайте режим дня школьника, разработанный учителем совместно с учеником.  

                                  
5. Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержанием тетрадей и учебников.  

         
6.Не наказывайте детей за учебу. Оказывайте им регулярную помощь, чтобы дети ходили в школу со спокойным, ровным настроением.                                                                                                                                
7.Внушать ребёнку мысль о том, что их учеба в школе — это долг перед нашей Родиной, в которой открыты все возможности для их будущего.                                                                                                                                 
8.Запомните — хулиганами, «трудными» детьми не рождаются, ими становятся, идя от проступка к проступку, от проступка к преступлению.                                                                                                                   
9.Знать, с кем дружит и проводит свое свободное время ваш ребенок, кто его товарищ, как они себя ведут на улице и в общественных местах.                                                                                                                           
10.Внедрять с сознание детей, что хорошее поведение и успех в учебе сделают их достойными гражданами нашей великой страны.                                                                                                                            
11.Быть для детей примером во всем и, следовательно, следить за своим поведением, быть всегда на высоте: не лгать, выполнять свои обещания.                                                                                                           
12.Не ссориться, не быть грубым в присутствии детей, требовать от них вежливого отношения к старшим и товарищам.                                                                                                                                                                          
13. Не критиковать в присутствии детей, прививать им уважение школе и учителям.                  
14.Участвовать во всех классных и общешкольных массовых мероприятиях.                                                   
15. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и деньгам. Контролировать трату денег.  
16.Выделить родительский час, в который помогать в подготовке уроков своим детям, устраивать совместные чтения книг, журналов и газет, просмотр телепередач и слушание радиопередач. Использовать рационально выходной день для воспитания детей. 

                                                                                           
17. Приучать детей бережно относиться к вещам в школе и дома.


Top